“2023 год для мировой экономики будет намного тяжелее, чем пандемический 2020-й” – в конце 2022 года высказалась директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева. 

Три основных игрока роста глобальной экономики – США, Китай и Европа, замедляются одновременно. В то же время инфляция во всем мире превратилась в реальную угрозу. С одной стороны, борьба с инфляцией должна стать приоритетной задачей, но с другой, повышение ставок центробанками ради усмирения инфляции еще больше замедляет экономику, усиливая риск глобальной рецессии. 

Если во время пандемии у бюджетной политики была одна общая цель – поддержать экономику, то сейчас борьба с инфляцией требует замедления, а угроза рецессии – ускорения.

На фоне энергетического кризиcа, усилившегося из-за военного конфликта в Украине и ставшего, по оценке Международного энергетического агентства (МЭА), «первым по-настоящему глобальным» среди всех предыдущих кризисов. Рост цен на энергоносители одновременно и увеличивает риски новой рецессии, и поддерживает инфляцию.

«Полгода назад мы сильно беспокоились о замедлении восстановления экономики после пандемии и слишком высоких ценах на некоторые сырьевые товары. Теперь мы гораздо больше опасаемся всеобщей стагфляции, которая возвращает к мрачным воспоминаниям о середине 1970-х и потерянном десятилетии», – признался в сентябре главный экономист Всемирного банка Индермит Гилл. «Ситуация выглядит так, что все еще сильнее ухудшится, прежде чем станет улучшаться», – прогнозирует Георгиева.

Но, тяжелой рецессии мировая и крупнейшие развитые экономики, по-видимому, смогут избежать. Худшие ожидания не оправдываются, бизнес стал приспосабливаться, также высокие цены на топливо и электричество, спровоцировавшие энергетический кризис, заметно снижается.